«Эксперт РА»: к концу 2010 года рынок корпоративного страхования достигнет докризисного уровня
Рост корпоративного сектора в целом в 2010 году будет происходить на фоне стагнации классического страхования имущества юрлиц, говорится в обзоре: «Рынок корпоративного страхования: за двумя зайцами», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА».
По оценкам Агентства, объем рынка корпоративного страхования в 2009 году составил 267 млрд рублей, по итогам 2010 года он вырастет до 298 млрд рублей и превысит докризисные значения. Рост рынка корпоративного страхования в целом будет обеспечиваться за счет роста ДМС (+11%), СМР (+14%), страхования авиационных рисков (+19%).
Тем не менее, объемы премии по некоторым основным видам страхования, по прогнозу «Эксперт РА», будут сокращаться:
• по страхованию имущества юридических лиц от огневых и иных рисков премии в 2010 году составят 55 млрд рублей (-2% по сравнению с 2009 годом);
• по страхованию ответственности предприятий - источников повышенной опасности – 2,3 млрд рублей (-5%);
• по страхованию сельскохозяйственных рисков – 9,5 млрд рублей (-18%).
В 1-ом полугодии 2010 года по сравнению с 1-м полугодием 2009 года рынок корпоративного страхования увеличился на 8,6% и составил 152 млрд. рублей. Рынок рос за счет страхования грузов (+19,8%), страхования авиационных рисков (+18,5%), СМР (+16,7%) и ДМС (+10,7%).
Обратной стороной роста спроса на страхование катастрофических рисков в 2010 году стало снижение качества страховой защиты. На смену проблеме недострахования пришла проблема риска невыплат страховых возмещений страховщиками и перестраховщиками. Причиной этого стало наложение друг на друга трех тенденций.
1. Бизнес понял необходимость страхования катастрофических рисков. Произошедшие в последнее время крупные аварии заставили компании пересмотреть свое отношение к страхованию. Сейчас бизнес предпочитает полностью покрывать крупные риски страховой защитой.
2. Не имея достаточных средств на страхование, многие компании выбирают страховщика только на основе стоимости страховки. Желание предприятий полностью страховать крупные риски входит в разрез со сжатыми бюджетами на страхование. Для приобретения полноценной страховой защиты средств оказывается недостаточно, поэтому компании ищут страховщика с наиболее низкой стоимостью услуг.
3. Сознательное снижение тарифов страховщиками происходит за счет ухудшения качества перестрахования. Страховщики демпингуют, желая соответствовать требованиям клиентов по цене и нарастить страховой портфель. Недополучая страховые премии, страховщики меньше рисков передают в перестрахование, либо переходят к перестраховщикам с низкой надежностью, но более дешевыми услугами.
Динамика взносов по корпоративному страхованию